Нулевые были, казалось бы, совсем недавно, но вообще-то это позапрошлое десятилетие, и сейчас мы ближе к 2037 году, чем к ним. Из-за такой полупозиции мы всё ещё хорошо помним главные хиты, которые выходили с 2000 по 2009, но при этом многие достойные картины уплывают из памяти, так как в наше время новых фильмов создаётся больше, чем когда-либо.
Авторы издательства IndieWire решили напомнить нам о некоторых ярчайших кинособытиях первого десятилетия 21 века и составили собственный топ-100 фильмов нулевых. Давайте посмотрим, кто занял первые 10 мест — здесь немало сюрпризов и неожиданных проектов.
10 место — Унесённые призраками (2001)
Мультфильмы также входят в топ, поэтому десятка открывается самым известным шедевром японского режиссёра и аниматора Хаяо Миядзаки.
Миядзаки видит нечто фундаментальное в моменте, когда совсем юный человек начинает понимать, что значит быть живым и делиться своей жизнью с другими. Эта редкая мудрость материализуется в нескольких величайших фильмах японского мастера, но нигде она не кристаллизуется более ясно, чем в «Унесённых призраками».
9 место — Оставшееся время (2009)
Биографическая драма, снятая палестинским режиссёром Элией Сулейманом, рассказывает о создании Израильского государства и жизни палестинской семьи. Фильм делится на четыре временных периода — от 1948 года (время арабо-израильской войны) и до наших дней.
8 место — Трудности перевода (2003)
«Трудности перевода» — это ода силе мимолётных человеческих отношений, действие которой происходит в мире, который одновременно знаком и чужд, блестит и тускнеет, яркий и одинокий. Что Боб говорит Шарлотте в конце фильма? Что вы хотите, чтобы он сказал? Что вы надеетесь, что она услышит?
7 место — Побережья Аньес (2008)
Документалки также входят в список. Это автобиографический документальный фильм французской постановщицы Аньес Варды, которая изобретательно рассказывает о своём кинотворчестве. То есть буквально берёт и проводит зрителя через свою жизнь, прожитую на кинофестивалях, съёмочной площадке и художественных выставках, но делает это так, как могут лишь большие авторы — крайне кинематографично.
6 место — Нефть (2007)
Пол Томас Андерсон и его историческая драма с одной из лучших актёрских работ в истории кино — в исполнении Дэниела Дэй-Льюиса. Журналисты относят фильм к устаревшему ныне виду, а-ля «Гражданин Кейн», который можно описать так:
История о социопатах — всегда мужчинах — которые строят империи на телах своих врагов и держатся за американскую мечту, пока она не становится единственным, что у них остаётся.
5 место — 35 стопок рома (2008)
Франко-немецкий фильм о вдовце и его взрослой дочери, которые приходят к пониманию, что им пора переходить к новому этапу жизни и каждому идти своей дорогой.
4 место — 2046 (2004)
Фантастическая драма гонконгского режиссёра Вонга Карвая, в которой реальные сцены взаимоотношений главного героя-писателя с постояльцами гостиничного номера 2046 перемежаются с сюжетом его книги про фантастическое будущее, где существует механизм, позволяющий людям перемещаться в любое время. Например, в 2046 год, который очень важен.
3 место — Малхолланд Драйв (2001)
Самый известный фильм Дэвида Линча, в сюжете которого можно заплутать, но при сложно не понять одно — это шедевр. Мало кто может ломать людям последние мозги настолько хорошим фильмом.
2 место — Один и два (2000)
Фильм рассказывает о среднестатистической тайваньской семье в период кризиса. В течение одного лета герои проходят через триумфы, трагедии и обыденность жизни. За три часа хронометража режиссёр Эдвард Янг показывает, как бы выглядели наши будни, если бы их засняли и смонтировали в виде фильма.
Несмотря на то, что назвать этот фильм одой человечеству значило бы слишком упрощать, что-либо менее драматичное будет недостаточным.
1 место — Искусственный разум (2001)
Совершенно неудивительно, что фильм Стивена Спилберга должен возглавить подобный топ. Но сюрпризом является то, что выбран именно этот. Однако эта научно-фантастическая драма сумела точно попасть в само ядро развития цивилизации в 21 веке — она сочетает в себе развитие технологий на уровне создания неотличимых от людей андроидов с искусственным интеллектом, угасание человечества из-за глобального потепления и тему любви. Первые два пункта универсально интересны, а в изобретательном обыгрывании последнего Спилбергу нет равных.