Юрию Владимировичу Никулину, советскому и российскому артисту цирка и кино, 18 декабря исполнился бы 102 года. Родился и вырос он в непростые для страны времена. Сразу же после школы отправился в армию, а затем на Великую Отечественную войну.
После её окончания Юрий Владимирович, выросший в актёрской семье, предпринял попытки поступить в театральные вузы столицы, но в нём не увидели задатков к профессии лицедея. Ему удаётся попасть в студию при Московском цирке на Цветном бульваре. Там он начинает карьеру артиста комедийного жанра.
Отечественному зрителю Никулин известен прежде всего комедийными ролями. Однако в его фильмографии достаточно разнохарактерных персонажей: смешных и нелепых, трогательных и глубоких. Вот десятка самых ярких образов в исполнении знаменитого актёра.
1. Пёс Барбос и необычный кросс / Самогонщики (1961/1962)
Режиссёр: Леонид Гайдай.
Три друга, Трус, Балбес, Бывалый и их верный пёс Барбос отправляются на пикник на берег реки. Там они едят шашлыки, распивают спиртные напитки, наслаждаются пейзажем. Друзья решают наловить рыбки, но не с помощью удочек, а используя динамит. Они привязывают его к палке, поджигают и закидывают в воду. Добрый пёс оказывает им медвежью услугу. Он вытаскивает палку из реки и бежит порадовать находкой хозяев, которые с ужасом уносят ноги от Барбоса.
Как-то зимней порой предприимчивая троица задумала наварить самогона в избушке в лесу. Самодельный агрегат порадовал друзей: зелье получилось отменное. Они даже дали попробовать Барбосу, но псу угощение пришлось не по вкусу. Он забирает из конструкции змеевик и убегает прочь из лесной чащи. Трус, Балбес, Бывалый устремляются следом.
2. Ко мне, Мухтар! (1964)
Режиссёр: Семён Туманов.
Милиционер Глазычев прибывает на вызов на железнодорожную станцию. В одном из вагонов поезда находится очень агрессивная овчарка без хозяина. Лейтенанту с трудом, но удаётся вывести пса. Вскоре находится и хозяйка Мухтара. Однако женщина с удовольствием, за 100 рублей, избавляется от изрядно поднадоевшего четвероногого друга.
Так пёс получает официальную прописку в органах. Глазычеву придётся изрядно помучиться, прежде чем Мухтар получит заветную бумагу о пригодности к розыскной службе.
И вот дуэт приступает к совместной работе в милиции. Пусть первое дело было всего на три рубля и касалось парочки кроликов, украденных дворником, но вскоре даже рецидивисты будут дрожать при виде такой слаженной команды.
3. Деловые люди (1963)
Режиссёр: Леонид Гайдай.
Преступники бывают разными. Вот, например, Акула Додсон, удачно ограбив денежный поезд с напарником, пристрелил последнего и сбежал с добычей, а спустя много лет он же, не моргнув глазом, разорил своего друга, который когда-то помог ему с приобретением дешёвых акций.
А вот вор, проникнув в богатый дом, чтобы поживиться ценными предметами, разговорился с хозяином и, сойдясь на общей теме — ревматизме, неожиданно пригласил его пропустить стаканчик в ближайший кабачок.
Ну и, наконец, два незадачливых бандита задумали подзаработать, выкрав сыночка местного богатея, но спустя пару дней сами вернули чадо в семью, да ещё и приплатили, поскольку мальчонка оказался просто несносным и агрессивным.
4. Операция «Ы» и другие приключения Шурика (1965)
Режиссёр: Леонид Гайдай.
На жизненном пути Шурику встречаются хорошие люди и не очень. К последним относится нахальный персонаж Федя, не пожелавший уступить место беременной и поколотивший студента за попытку заставить его встать. Судьба сводит Шурика и Федю вновь, на этот раз на стройке. Трудолюбивый студент и великовозрастный хулиган затеют настоящую схватку, но Шурик всё-таки выйдет победителем и заставит тунеядца работать, используя давно проверенное средство – розги.
А ещё студент не побоится вступить в противоборство с тремя бандитами, собравшимися ограбить склад, который он сторожил, и познакомится с великолепными конспектами и их хозяйкой, очаровательной девушкой Лидой.
5. Старики-разбойники (1971)
Режиссёр: Эльдар Рязанов.
Двум друзьям, инженеру Валентину Петровичу Воробьёву и следователю Николаю Сергеевичу Мячикову, по шестьдесят. Самое время отправиться на заслуженный отдых. Воробьёву организовывают торжественные проводы с кучей подарков и громких речей. Расчувствовавшийся юбиляр решает ещё поработать на благо отечества и остаётся на производстве.
А вот у Мячикова ситуация не столь радужная. Его начальник без намёков просит подчинённого уйти, так как на его место уже имеется «блатной» претендент. Николай Сергеевич не собирается пополнять ряды пенсионеров, а намерен раскрыть громкое дело и заявить о себе как о незаменимом работнике.
Его верный товарищ Воробьёв придумывает гениальный план: ограбить картинную галерею и дать возможность Мячикову найти похищенный экспонат.
6. Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966)
Режиссёр: Леонид Гайдай.
Студент Шурик, прибывший на Кавказ с целью изучения местных традиций и обычаев, соглашается принять участие в одном из них. Необходимо провести старинный ритуал – похищение невесты.
Местный чиновник, товарищ Саахов, собрался взять в жёны красавицу студентку Нину. Полный уверенности, что согласие девушки имеется, Шурик помогает её украсть и передать в дом жениха.
Позже, узнав, что Нину просто продали за стадо баранов, а его наглым образом провели, главный герой спешит исправить ошибку, и даже стены психбольницы, куда его запрятали злопыхатели, не остановят его стремления вызволить «спортсменку, комсомолку и просто красавицу».
7. Бриллиантовая рука (1968)
Режиссёр: Леонид Гайдай.
Семён Семёнович Горбунков, человек крайне порядочный и высокоморальный, отбывает в свой первый загрантур. В пути он знакомится с энергичным и обаятельным Гешей. Во время остановки в одном из городов Семён Семёнович спешит насладиться местными красотами, а вот у Геши миссия более ответственная. Он промышляет контрабандой, и ему необходимо получить драгоценности и без помех переправить их в СССР.
Однако Горбунков, сам того не зная, справляется с чужим заданием быстрее. Он случайно поскальзывается в нужном месте, произносит несложный пароль «Чёрт побери» и становится обладателем гипса, начинённого золотом и бриллиантами.
Сообщив о происшествии куда следует, Семён Семёнович начинает опасную игру по выводу контрабандистов на чистую воду.
8. Двадцать дней без войны (1976)
Режиссёр: Алексей Герман.
Военный журналист, майор Василий Лопатин, получает отпуск на двадцать дней, а также задание отвезти вещи погибшего на фронте товарища его семье. Главный герой едет на поезде в Ташкент, встречает самых разных людей и слушает их истории.
Вот лётчик описывает свои воздушные подвиги, а мгновение спустя уже обнимает на полустанке обезумевшую от счастья мать. Вот немолодой солдат, чьё сердце разрывается от отчаяния и злобы из-за измены жены.
Лопатин прибывает в Ташкент и несколько дней без войны проходят в вихре событий: беседа с бывшей супругой и её новым избранником, встреча 1943 года, наблюдение за съёмками фильма о войне людьми, которые на ней и не бывали и, наконец, короткая, но яркая история любви, которую главному герою посчастливилось пережить вдали от взрывов и смертей.
9. Чучело (1983)
Режиссёр: Ролан Быков.
Подростку всегда нелегко переходить в новую школу. Вот и у Лены Бессольцевой отношения с ребятами не заладились с самого начала. Они считали девочку чудаковатой и нелепой, как и её деда, имеющего дорогую коллекцию картин и ходящего годами в одном залатанном пальто.
Лена старалась стойко и с улыбкой переносить все колкости и насмешки ребят, но они не принимали её, а когда школьники узнали, что Бессольцева выдала класс, сообщив о прогуле и походе в кино, то девочка стала настоящим изгоем.
Однако Лена по-прежнему была готова сносить оскорбления и даже побои. Просто девочка влюбилась в самого умного и красивого мальчика в классе и пыталась сохранить его тайну, чтобы никто не узнал о том, какой он трус и подлец.
10. Когда деревья были большими (1961)
Режиссёр: Лев Кулиджанов.
Кузьма Кузьмич Иорданов не желает иметь постоянное место работы. Майор, в очередной раз вызвавший несознательного гражданина на профилактическую беседу в милицию, удивляется тому, что человек, имеющий профессию слесаря, прошедший войну, получивший награды, не может найти себя в жизни и угрожает Иорданову высылкой из Москвы.
Во время подработки главный герой знакомится с пожилой женщиной, которая рассказывает ему историю девочки-сироты, которая осталась в её деревне после бомбежки, но до сих пор надеется получить весточку от родных.
Кузьма Кузьмич, уставший от одиночества и безрадостного существования, решает отправиться в то местечко и выдать себя за отца девушки.