
Чтобы на ваш новый фильм пришло как можно больше зрителей, оповестить о его выходе нужно, желательно, вообще всех людей на планете. Даже если вашу картину снял Спилберг, а главные роли в нём исполняют Леонардо ДиКаприо, Илон Маск, принцесса Диана и Клеопатра — об этом узнают лишь большие любители кино, активно следящие за новостями индустрии. Но это маленькая прослойка населения, и их количества вам будет мало.
Вам нужно, чтобы любые радиостанции, телеканалы, сайты, стены на улицах городов и дворовые котики сообщали людям о том, что скоро в кинотеатрах выйдет ваш фильм, и на него обязательно стоит сходить. А такая система оповещения стоит дорого. Проморолики, афиши, реклама в СМИ, трейлеры, мерч, листовки и прочие составляющие всепоглощающей атмосферы скорого выхода новой картины требуют больших вложений.
Бюджет среднего блокбастера сегодня составляет около 100 миллионов долларов. Так вот на его раскрутку приходится выделять столько же или даже больше. И иногда именно она, а не ожидаемое качество самого произведения позволяет фильму собрать внушительную кассу и отбить все свои расходы.
Давайте посмотрим на список фильмов, чьи создатели сделали большую ставку на массовое продвижение их детища, вложив огромные деньги именно в маркетинг.
Богемская рапсодия (2018)

Бюджет: $52 млн
Затраты на маркетинг: $120 млн
Кассовые сборы: $910 млн
Джокер (2019)

Бюджет: $55 млн
Затраты на маркетинг: $120 млн
Кассовые сборы: $1,074 млрд
Обратите внимание на то, что у этих двух фильмов затраты на маркетинг вдвое превышали бюджет на производство. И такая стратегия себя оправдала.
Хроники хищных городов (2018)

Бюджет: $100 млн
Затраты на маркетинг: $120 млн
Кассовые сборы: $83 млн
Этот фильм — пример того, что затратная раскрутка не всегда приводит к желаемым результатам. «Хроники хищных городов» стали самым громким кассовым провалом 2018 года.
Русалочка (2023)

Бюджет: $250 млн
Затраты на маркетинг: $140 млн
Кассовые сборы: $566 млн
Барби (2023)

Бюджет: $100 млн
Затраты на маркетинг: $150 млн
Кассовые сборы: $1,052 млрд (на данный момент)
Лига справедливости (2017)

Бюджет: $300 млн
Затраты на маркетинг: $150 млн
Кассовые сборы: $657 млн
Мумия (2017)

Бюджет: $125 млн
Затраты на маркетинг: $150 млн
Кассовые сборы: $409 млн
Оно (2017)

Бюджет: $35 млн
Затраты на маркетинг: $154 млн
Кассовые сборы: $701 млн
Совсем нескромная сумма для продвижения ужастика.
Одинокий рейнджер (2013)

Бюджет: $215 млн
Затраты на маркетинг: $175 млн
Кассовые сборы: $260 млн
Фильм стал самым большим кассовым провалом 2013 года.
Хроники Нарнии: Принц Каспиан (2008)

Бюджет: $225 млн
Затраты на маркетинг: $175 млн
Кассовые сборы: $419 млн
Мстители: Финал (2019)

Бюджет: $356 млн
Затраты на маркетинг: $200 млн
Кассовые сборы: $2,799 млрд
Можно сказать, что на продвижение этого фильма работали все остальные фильмы серии. Отсюда и рекордные сборы — вторая строчка в истории кино.
Аватар: Путь воды (2022)

Бюджет: $350 млн
Затраты на маркетинг: $200 млн
Кассовые сборы: $2,320 млрд
Да, и бюджет, и затраты на продвижение огромные, но зато сборы просто космические!
007: СПЕКТР (2015)

Бюджет: $245 млн
Затраты на маркетинг: $200-250 млн
Кассовые сборы: $880 млн
Согласитесь, внезапный лидер по затратам на маркетинг. Но Джеймс Бонд привык жить на широкую ногу.
Бонус: Оппенгеймер (2023)

Бюджет: $100 млн
Затраты на маркетинг: $60-100 млн
Кассовые сборы: $975 млн
Этому фильму можно было особо не вкладываться в продвижение, так как его частично раскрутила суперхайповая «Барби».
Посмотрите также нашу подборку уникальных фильмы, которые собрали в прокате более миллиарда долларов, при этом не являясь сиквелом, ремейком или фильмом по комиксам. Таких в истории кино всего 8 штук.