
Юра Борисов номинирован на «Оскар» в 2025 году, но, будем честны, шансов на победу у него немного. В первую очередь из-за того, что все награды в его категории «лучшая мужская роль второго плана» сметает Киран Калкин, сыгравший в фильме «Настоящая боль». И отыграл он будь здоров, лучший актёр в семействе, вот только многие зрители по праву считают, что роль Калкина никакого не второго плана, а очень даже первого! В полуторачасовом фильме его герой появился где-то в 80% сцен, в то время как у Борисова была классическая второстепенная роль с приблизительно 30%.
Конечно, впечатление от роли Кирана сильнее, чем от ролей остальных номинантов, ведь он постоянно был в кадре. Нечестно!
Из-за этого возникает вопрос: а разве не стоило номинировать его в категории «лучшая мужская роль первого плана»? Логично ведь? Но тут нам навстречу сразу же прилетит контраргумент — роль первого плана в фильме «Настоящая боль» сыграл Джесси Айзенберг и именно его представители фильма выдвигали на роль первого плана, просто его не номинировали члены Академии. Пардон, Джесси. Ага. Но теперь мы можем задаться новым вопросом: а разве нельзя двум актёрам из одного фильма оказаться в одной категории на «Оскаре»? То есть, в теории разве нельзя было выдвинуть и Айзенберга, и Калкина на лучшую роль первого плана? Чтобы актёры из одного фильма конкурировали друг с другом за одну статуэтку.
Ответ: вообще-то можно, но так давно не делают. Точнее так — так давно не делают в случае с ролями первого плана (с 1985 года у мужчин и с 1992 года у женщин). А вот если речь идёт о ролях второго плана, то пожалуйста — такое периодически происходит до сих пор.
И вот мы наконец подошли к тому, что собираемся вам показать. Тут у нас 18 самых известных случаев, когда актёры или актрисы из одного фильма конкурировали друг с другом за «Оскар», так как находились в одной категории. Статуэтку мог получить только кто-то один из них! Борьба! Интрига! Впрочем часто случалось так, что она не доставалась ни тому, ни другому.
Ф. Мюррей Абрахам против Тома Халса

Оба снялись в фильме «Амадей» (1984) и боролись за лучшую мужскую роль.
Кто победил: Ф. Мюррей Абрахам.
Хелен Миррен против Мэгги Смит

Обе снялись в фильме «Госфорд-парк» (2001) и боролись за лучшую женскую роль второго плана.
Кто победил: Дженнифер Коннели за «Игры разума».
Вуди Харрельсон против Сэма Рокуэлла

Оба снялись в фильме «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (2017) и боролись за лучшую мужскую роль второго плана.
Кто победил: Сэм Рокуэлл.
Элизабет Тейлор против Кэтрин Хепберн

Настоящая битва легенд!
Обе снялись в фильме «Внезапно, прошлым летом» (1959) и боролись за лучшую женскую роль. Но в итоге обе проиграли. Как вы ещё увидите, так происходит чаще всего — сдвоенным номинантам не везёт.
Кто победил: Симона Синьоре за роль в фильме «Путь наверх».
Джеймс Дин против Рока Хадсона

Оба снялись в фильме «Гигант» (1956) и боролись за лучшую мужскую роль.
Кто победил: Юл Бриннер за «Король и я».
Эми Адамс против Виолы Дэвис

Обе снялись в фильме «Сомнение» (2008) и боролись за лучшую женскую роль второго плана.
Кто победил: Пенелопа Крус за «Вики Кристина Барселона».
Аль Пачино против Джо Пеши

Оба снялись в фильме «Ирландец» (2019) и боролись за лучшую мужскую роль второго плана.
Кто победил: Брэд Питт за «Однажды в… Голливуде».
Кейт Хадсон против Фрэнсис Макдорманд

Обе снялись в фильме «Почти знаменит» (2000) и боролись за лучшую женскую роль второго плана.
Кто победил: Марша Гей Харден за фильм «Поллок».
Джек Николсон против Джона Литгоу

Оба снялись в фильме «Язык нежности» (1983) и боролись за лучшую мужскую роль второго плана.
Кто победил: Джек Николсон.
Эмма Стоун против Рейчел Вайс

Обе снялись в фильме «Фаворитка» (2018) и боролись за лучшую женскую роль второго плана.
Кто победил: Реджина Кинг за «Если Бил-стрит могла бы заговорить».
Дастин Хоффман против Джона Войта

Оба снялись в фильме «Полуночный ковбой» (1969) и боролись за лучшую мужскую роль.
Кто победил: Джон Уэйн за «Настоящее мужество».
Джессика Честейн против Октавии Спенсер

Обе снялись в фильме «Прислуга» (2011) и боролись за лучшую женскую роль второго плана.
Кто победил: Октавия Спенсер.
Лоренс Оливье против Майкла Кейна

Оба снялись в фильме «Игра на вылет» (1972) и боролись за лучшую мужскую роль.
Кто победил: Марлон Брандо за «Крёстного отца».
Вера Фарминга против Анны Кендрик

Обе снялись в фильме «Мне бы в небо» (2009) и боролись за лучшую женскую роль второго плана.
Кто победил: Мо’Ник за «Сокровище».
Бен Кингсли против Харви Кейтеля

Оба снялись в фильме «Багси» (1991) и боролись за лучшую мужскую роль второго плана.
Кто победил: Джек Пэланс за «Городских пижонов».
Эми Адамс против Мелиссы Лео

Обе снялись в фильме «Боец» (2010) и боролись за лучшую женскую роль второго плана.
Кто победил: Мелисса Лео.
Брендан Глисон против Барри Кеогана

Оба снялись в фильме «Банши Инишерина» (2022) и боролись за лучшую мужскую роль второго плана.
Кто победил: Куан Ке Хюи за «Всё везде и сразу».
Джеймс Каан против Роберта Дюваля против Аль Пачино

Все трое снялись в фильме «Крёстный отец» (1972) и боролись за лучшую мужскую роль второго плана. Втроём из одного фильма!
И все проиграли!!
Кто победил: Джоэл Грей за «Кабаре».
В конце расскажем об удивительном случае на 22-й церемонии вручения «Оскара» в 1950 году, который подчёркивает невезучесть подобных сдвоенных и строенных номинантов из одного фильма.
На том «Оскаре» в категории «лучшая женская роль второго плана» были номинированы две актрисы из фильма «Пинки» (Этель Берримор и Этель Уотерс, даже имена одинаковые) и две актрисы из фильма «Приходи в конюшню» (Селеста Холм и Эльза Ланчестер). Но победа не досталась ни одной из них! Статуэтку взяла пятая номинантка Мерседес Маккэмбридж за роль в фильме «Вся королевская рать».
Жюри Академии будто специально избегает награждения актёров из тех фильмов, которые как бы увеличивают шансы взять «Оскар» за счёт нескольких представителей.
Кстати, знаете в какой ещё категории на «Оскаре», кроме актёрских, возможно несколько претендентов от одного фильма? Пишите в комментариях ваши варианты!