Премия «Оскар» вручается с 1929 года, и самая последняя, главным триумфатором которой стал фильм «Оппенгеймер», стала 96-й по счёту. То бишь, мы имеем на руках 96 фильмов-победителей самой авторитетной премии в истории, что даёт им неплохую рекламу и гарантию качества. Вполне неплохой список фильмов на вечер — хватит более чем на три месяца. Например, на всю осень.
Эти 96 картин были лучшими в свой год, но кто из них лучше, если сопоставить их друг с другом? Вдруг нам не нужно 96 фильмов, уж больно безразмерное число, а хватит и двадцати. Для этого можно взглянуть на специальный топ всех победителей «Оскара» в категории «Лучший фильм» на сайте Rotten Tomatoes. Каждому фильму там присваивается процент «свежести», который формируется количеством положительных рецензий от кинокритиков.
И вот какие фильмы занимают первые 20 мест, выиграв битву титанов у прочих победителей главной премии на «Оскаре» за всё время. Тут очень разношёрстная компания и всего 5 картин из 21 века, так что готовьтесь к классике. «Оппенгеймера» тут не ждите, он в общем списке всего 41-й.
20 место — Мост через реку Квай (1957)
Вердикт критиков:
Эта военная эпопея задаёт сложные вопросы, не даёт простых ответов и может похвастаться определяющими карьеру работами главной звезды Алека Гиннесса и режиссёра Дэвида Лина.
19 место — Непрощённый (1992)
Вердикт критиков:
Будучи одновременно режиссёром и главной звездой, Клинт Иствуд снимает лоск, десятилетиями накладываемый Голливудом на Дикий Запад, и выступает с серией резких и красноречивых заявлений о природе насилия.
18 место — Крёстный отец 2 (1974)
Вердикт критиков:
Продолжение саги Марио Пьюзо от режиссёра Фрэнсиса Форда Копполы, опирающееся на блестящую игру Аль Пачино и Роберта Де Ниро, установило новые стандарты для сиквелов, которые ещё никто не превзошел.
17 место — Операция «Арго» (2012)
Вердикт критиков:
Напряжённый, захватывающий и зачастую мрачно-комичный фильм воссоздаёт историческое событие с вниманием к деталям и тонко проработанными персонажами.
16 место — Потерянный уикэнд (1945)
Вердикт критиков:
Непоколебимо честный взгляд режиссёра Билли Уайлдера на последствия алкоголизма, возможно, со временем несколько потускнел, но фильм по-прежнему остаётся мощным и удивительно пророческим.
15 место — Вся королевская рать (1949)
Вердикт критиков:
Бродерик Кроуфорд завораживает в роли политика Уилли Старка в экранизации романа Роберта Пенна Уоррена о губительном воздействии власти на человеческую душу, снятой режиссёром Робертом Россеном.
14 место — Лучшие годы нашей жизни (1946)
Вердикт критиков:
Захватывающий взгляд на триумфы и тяготы военных ветеранов. Фильм посвящён в первую очередь последствиям Второй мировой войны, но его послания отражают жизнь в США в целом.
13 место — Энни Холл (1977)
Вердикт критиков:
Наполненный пронзительной игрой актёров и сокрушительным юмором, фильм «Энни Холл» представляет собой качественный скачок для Вуди Аллена и остается американской классикой.
12 место — Крёстный отец (1972)
Вердикт критиков:
«Кр
е
стный отец» — один из самых успешных фильмов Голливуда с точки зрения критики и коммерции. В нём все сделано правильно: фильм не только превзошел ожидания, но и установил новые стандарты для американского кинематографа.
11 место — Повелитель бури (2008)
Вердикт критиков:
«Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу — это прекрасно сыгранная, интенсивно снятая и полная действий военная эпопея, которая на сегодняшний день является лучшей из недавних экранизаций войны в Ираке.
10 место — В центре внимания (2015)
Вердикт критиков:
Фильм изящно передаёт мрачные подробности своей истории, основанной на фактах, избегая при этом соблазна возвеличить своих героев, в результате чего получается драма, которая воздает должное как зрителям, так и реальным героям.
9 место — На Западном фронте без перемен (1930)
Вердикт критиков:
Блестящая антивоенная полемика режиссера Льюиса Майлстоуна, увенчанная незабываемой игрой Лью Эйреса, обнажает трагическую глупость, лежащую в основе войны.
8 место — Ребекка (1940)
Вердикт критиков:
Первый американский фильм Хичкока (и его единственный победитель в номинации «Лучший фильм») — шедевр, сочетающий в себе гнетущую атмосферу, готические мотивы и захватывающее напряжение.
7 место — Это случилось однажды ночью (1934)
Вердикт критиков:
Фильм «Это случилось однажды ночью», вобравший в себя всё лучшее, на что способны его звёзды и режиссёр, остаётся непревзойдённым среди бесчисленных романтических комедий, вдохновленных им.
6 место — Список Шиндлера (1994)
Вердикт критиков:
«Список Шиндлера» сочетает в себе ужас Холокоста и характерный для Стивена Спилберга нежный гуманизм. Оба элемента создают драматический шедевр режиссёра.
5 место — Лунный свет (2016)
Вердикт критиков:
«Лунный свет» использует историю одного человека, чтобы предложить интересный и блестяще сыгранный взгляд на жизни, которые слишком редко можно увидеть в кино.
4 место — В порту (1954)
Вердикт критиков:
Своей зажигательной игрой в этой заставляющей задуматься и искусно выстроенной мелодраме Марлон Брандо переосмыслил возможности актёрской игры в кино и помог навсегда изменить кинематографический ландшафт.
3 место — Всё о Еве (1950)
Вердикт критиков:
Умный, изысканный и невероятно смешной фильм «Всё о Еве» — голливудская классика, которая с годами становится только лучше.
2 место — Касабланка (1942)
Вердикт критиков:
Бесспорный шедевр и, возможно, квинтэссенция голливудского высказывания о любви и романтике. «Касабланка» с годами становится только лучше, демонстрируя лучшую в карьере игру Хамфри Богарта и Ингрид Бергман.
1 место — Паразиты (2019)
Вердикт критиков:
«Паразиты» — это блестяще многослойный взгляд на актуальные социальные темы, в котором сценарист и режиссёр Пон Джун Хо демонстрирует практически безграничное мастерство в своем деле.
Всех остальных победителей «Оскара» от 96 до 21 места (плюс по ошибке добавленный в список фильм «Восход солнца») можете увидеть на сайте Rotten Tomatoes. В самом низу там, кстати, второй победитель в истории премии, фильм «Бродвейская мелодия» (1929). А вот самое низкое место среди всех победителей 21 века, на удивление, занимают «Игры разума», они 89-е.