Американская академия намерена изменить правила отбора фильмов для категории «Лучший фильм года». Теперь чтобы номинироваться создателям картин нужно будет соблюсти как минимум два из четырёх основных пунктов (причём, первый — самый обязательный):
- По меньшей мере один из главных героев или важных второстепенных должен иметь азиатское, африканское или латиноамериканское происхождение.
30% всего актёрского состава должно состоять из женщин, расовых или этнических групп, представителей ЛГБТК+ и людей с когнитивными или физическими особенностями.
Основная сюжетная линия должна быть связана с вышеуказанными группами населения. - Как минимум 2 ключевые позиции в съёмочной группе должны занимать представители всё тех же групп населения.
Как минимум одну из этих двух позиций должен занимать представитель недостаточно представленных расовых и этнических групп.
Как минимум 6 технических позиций должны занимать представители вышеперечисленных групп. - Студия, выпустившая фильм, должна предоставить оплачиваемую стажировку и возможность повышения квалификации в процессе работы представителям групп, перечисленных в 1 пункте.
- В студии на руководящих и ключевых позициях, связанных с маркетингом и распространением фильма, должны работать представители вышеуказанных групп.
Новые правила вступят в силу только с 2024 года, а пока мы предлагаем вам рассмотреть тех лауреатов «Оскара» в категории «Лучший фильм» за последние десятилетия, которые по новым правилам не могли бы претендовать на победу. Все они прокалывались уже на первом и самом важном пункте.
«Король говорит!» — победитель 2010 года
В фильме мало женских персонажей (даже несмотря на важную роль Хелены Бонэм Картер, 30% не наберётся), а расового разнообразия ещё меньше.
«Отступники» — победитель 2006 года
Актёрский состав фильма практически полностью мужской, да и без особого расового разнообразия. Стоит отметить, что «Отступники» Скорсезе — ремейк гонконгского триллера «Двойная рокировка», в котором, разумеется, куда больше актёров азиатского происхождения. Впрочем, женских персонажей и там почти нет.
«Властелин колец: Возвращение короля» — победитель 2004 года
Фильм, собравший рекордное количество статуэток, хорош во всём, в том числе в нём было несколько важных женских персонажей. Вот только расовое разнообразие актёрского состава во всей трилогии было весьма скромным. Как бы парадоксально это ни звучало в контексте разнообразия персонажей внутри самого фильма.
А один Иэн Маккеллен с его открытой гомосексуальностью всю трилогию бы не вытащил.
«Игры разума» — победитель 2002 года
Несмотря на важную роль Дженнифер Коннели, в целом во всём актёрском составе было недостаточно женщин и расового многообразия для удовлетворения современных стандартов.
«Красота по-американски» — победитель 2000 года
Нет, дело не в наличии Кевина Спейси. И даже не в отсутствии достаточного количества женских персонажей — их тут больше, чем в предыдущих картинах. Вы уже наверняка поняли в чём проблема — история про сложные отношения в американской семье вряд ли могла похвастаться хоть каким-то расовым разнообразием.
«Титаник» — победитель 1997 года
Отсутствие расовых и этнических групп со слабой репрезентацией среди пассажиров корабля объяснимо, однако теперь это не может быть оправданием, когда речь идёт о номинации на «Оскар».
Кстати, важное уточнение — новые правила распространяются только на категорию «Лучший фильм». Для всех остальных номинаций пока действуют те же правила. Было бы забавно, получи «Титаник» 10 статуэток на церемонии за всевозможные заслуги, но в итоге лучшим фильмом признали бы кого-то другого.
Движемся дальше!
«Храброе сердце» — победитель 1996 года
Опять же, конкретное историческое событие, произошедшее на определённой территории, не могло обеспечить фильму расовое разнообразие. Поэтому «увы» сказали бы «Храброму сердцу» на церемонии «Оскар-2024».
«Список Шиндлера» — победитель 1994 года
Это была бы очень странная история, но формально фильму не хватает и расово-этнического разнообразия, и достаточного количества действительно важных женских персонажей.
«Человек дождя» — победитель 1989 года
Несмотря на то, что у одного из двух главных героев фильма аутизм, фильм вновь не показывает в кадре представителей разных рас.
«Крёстный отец» — победитель 1972 года
Всё просто: актёрский состав картины практически полностью состоит из белых мужчин. Конец.
Бонус: «Влюблённый Шекспир» — победитель 1999 года
Тот случай, когда многие любители кино пожелали бы применения новых стандартов ещё в 1999 году. Так как почему премию за «Лучший фильм года» тогда получил именно «Влюблённый Шекспир» (о котором все забыли через год), а не «Спасти рядового Райана» или «Жизнь прекрасна», никто так и не понял.
Ну и да, по новым правилам фильм не мог бы получить номинацию из-за исключительно белого актёрского состава.
Ознакомиться подробнее со всеми пунктами новых правил получения номинации на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм» вы можете на сайте Академии.